Последнее обновление: 11 Февраль 2018 в 01:44
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

Курс, проведенный Мартином Робсоном, был насыщенным и увлекательным. Особенно впечатлило упражнение на ручной контроль парциального давления кислорода в контуре основываясь не на показания датчиков, а лишь на потерю плавучести и уменьшение объема контура за счет метаболизировавшего кислорода. Вкратце это выглядит так: студент устанавливает минимальный объем контура, отключает автоматическое добавление кислорода, отворачивает приборы от себя и […]


3 Август 2013 · Новости магазина

В нашем магазине “Ватерлиния” расширение охотничьего ассортимента Новые ружья для рек и морей, наконечники, трезубцы, грузовые системы и ласты – всё, что поможет Вам быть настоящими подводными хищниками! Если нужно нечто особенное, уникальное, мы добудем это для Вас. + бонус: распродажа охотничьих костюмов фирмы Pinnacle (модель “Elude”; в наличии размеры как для внушительных пловцов, так […]


Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
    1 Сентябрь 2011

    Жизнь и смерть Л-24. Часть 2

    Спустя 64 года после окончания войны, которого Л-24 так и не дождалась, у нас появилась возможность посетить место гибели этой подводной лодки в рамках экспедиции “Поклон кораблям Великой Победы”. Впервые исследование этой затонувшей лодки начали болгарские дайверы из дайв-центра BSTD в прошлом году. Тогда было установлено, что объект, покоящийся на дне на траверсе мыса Шабла, предположительно является советским минным заградителем Л-24, без вести пропавшим в декабре 1942 года. У нашей международной экспедиции в этом году была задача минимум – подтвердить или опровергнуть эту версию и закрепить на корпусе лодки мемориальную табличку с именами погибших подводников. Для этого необходимо было найти любые номера, однозначно указывающие на серию и тип лодки. Задачей максимум явилось проникновение в подводную лодку и подъем бортового журнала. Впрочем, до начала экспедиции, сведения у нас были достаточно скудные – географические координаты и описания болгарских коллег, со слов которых лодка лежит на ровном киле на глубине порядка 60 метров без повреждений и с задраенными люками. Итак, нам предстояло идентифицировать лодку и, возможно, попытаться выяснить причины ее гибели.

    Состав экспедиции с российской стороны:

    Константин Богданов, Юрий Шалимов, Сумбат Александров, Дмитрий Чистилин прилетели в Варну из Москвы на самолете 1 июня, их встретили гостеприимные болгарские дайверы и отвезли на место базирования, в соседний городок-курорт Каварну. В тот же день, добравшись на машине из Волгограда в компании Алексея Важинского, к ним присоединились мы (Роман Дунаев, Анна Козлова).

    С болгарской стороны в организации процесса принимали участие Росен Желязков – опытный водолаз, Владимир Живков – организатор уже нескольких археологических подводных экспедиций, Владо Явашев и Михаил Заимов.

    Организация экспедиции с болгарской стороны была выше всяких похвал – профессионализм, обеспечение газами и всем недостающим снаряжением, четкость работы – все было на высоте.
    От причала до мыса Шабла – места гибели Л-24 около 50 километров. Для передвижений по морю использовались спид-боты, легко развивающие скорость около 25 узлов. Таким образом, дорога в одну сторону занимала у нас около 1 часа.

    От первого погружения захватывает дух – подводная лодка действительно кажется абсолютно целой. Ее силуэт выступает черным в мутно-зеленых сумерках Черного моря. За это время корпус сильно оброс мидиями, но очертания нельзя ни с чем перепутать – высокая рубка посажена на длинном сигарообразном корпусе, два орудия окаймляющие ее, гидролокационная антенна и перископы. Первое погружение – вводная экскурсия, поэтому мы пытаемся составить общее впечатление, не заостряя внимание на деталях. Обходим корпус по периметру, характерный заостренный нос как бы висит в воде не касаясь дна, корма, также парящая в воде, винты – все превосходно сохранилось. Полное безмолвие и спокойствие, сложно представить, что там, внутри, находятся тела 57 человек, когда-то мучительно ждавших своей смерти. Вероятно они не погибли сразу, ведь повреждения на корпусе лодки совсем небольшие – скромная заиленная пробоина под большим орудием ближе к носовой части.
    Течение на дне ограничивает наши перемещения. Проведя на глубине 55 метров порядка получаса и бегло осмотрев корпус лодки мы начинаем подъем на поверхность вдоль спускового конца. Декостанция, заботливо собранная Алексеем Важинским, помогает комфортно декомпрессироваться в стороне от ходовика, не мешая следующим группам спускаться на дно.

    Вечером этого дня, уже имея собственные представления о состоянии лодки, мы планируем завтрашнее погружение. Решаем погружаться парами и тройками в зависимости от задач. Для идентификации лодки необходимо зачистить достаточно большую площадь поверхности корпуса лодки, навигационных приборов, орудий и т.д. Заводские номера, находящиеся там могут подсказать нам точную модель лодки. Но точное расположение номеров нам пока неизвестно, поэтому работы предстоит много. Мы заранее запаслись металлическими щетками и шпателями для удаления мидий и водорослей. В группе два видеооператора – Алексей Важинский и я. Увиденное под водой мы фиксируем на камеру, чтобы потом рассмотреть подробнее и показать экспертам.
    На следующий день началась работа. В основном работаем в рубке. Постепенно расчищаем прибор, возвышающийся на прочной опоре (вероятно гирокомпасс), наружние стенки в надежде обнаружить звезду на носу рубки, обнаружили и начали чистить рубочный люк.

    Работы по расчистке занимали нас следующие 3 дня. Удалось обнаружить маркировку на затворе 100 миллиметровой пушки: Б-24, а ниже 06-9. Запрос в архив показал принадлежность орудия Л-24. Впрочем, сомнений и так уже не оставалось – все детали затонувшей подлодки точно совпадают с прижизненными фото Л-24. Следующей задачей было открыть люк. О попытке проникновения в этот раз сложно было говорить, так как времени оставалось совсем мало. Люк поначалу не хотел сдаваться. В ход шли молотки, зубила, ломы. Но все тщетно. Море не спешило отдавать свои тайны. В предпоследний день погружений удалось немного пошатнуть крышку люка, она едва приподнялась и на поверхность стали вырываться пузыри воздуха 67-летней давности. Легкий морской бриз подхватил освобожденные души подводников и унес с собой. Вслед за воздухом из-под крышки стала вырываться и солярка, она стремительно всплывала на поверхность мутными темными пузырями и расползалась радужной пленкой, источая острый запах – запах далекой войны.

    В последний день люк наконец поддался – при помощи лебедки получилось приоткрыть крышку примерно на 45 градусов. Топливо продолжало выходить из лодки. Вместе с топливом в приоткрытую крышку внезапно проскочил черный шарообразный предмет с обрывками веревки. Это аварийный буй. Вообще-то он оранжевый. Буй изготовлен из брезентовой оболочки, набитой пробковой крошкой. Как он оказался между двумя люками в центральной части лодки пока не ясно. Затворный механизм люка изнутри выглядит как новый – он хранился смазанным соляркой все эти годы. Сквозь поднятую муть видно лестницу, уходящую вниз и второй люк.

    Время, отведенное нам для экспедиции завершилось. Работа команды принесла свои плоды. За столь краткий промежуток времени удалось сделать многое. Мы не оставляем надежд вскрыть второй внутренний люк, который вероятно откроется намного быстрее и легче внешнего и проникнуть внутрь лодки за бортовыми документами. К тому же наличие солярки внутри подлодки позволяет предположить хорошую сохранность механизмов. Все это – задачи следующих этапов экспедиции. А в этот раз на прощание в память о погибшем экипаже мы разместили на корпусе лодки мемориальную табличку с именами подводников, служивших на минном заградителе Л-24 и венок.

    Козлова Анна
    Роман Дунаев
    июнь 2009

     




    Комментирование закрыто.

    Клуб подводного плавания Ростов Дайв. Обучение дайвингу в Ростове-на-дону Звоните по тел: +7 928 296 34 36 (Роман)
    Дайвинг как образ жизни!!! Начиная с 2000 года клуб Ростов Дайв обучает дайверов по самым прогресивным методикам погружений с использованием новейшего оборудования. Мы первые, кто начал использовать грамотную систему обучения IANTD, в Ростове-на-Дону.

    Наше видео

    Видео, снятое нами в разных концах света

    Счетчик

    Статистика сайта
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru